Летом 1910 года Российская Империя отмечала 200-летие взятия Риги войсками Петра Великого под командованием генерал-фельдмаршала Шереметева во время Северной войны (Двадцатилетней войны), длившейся с 1700 по 1721 год. Подробности события если не известны, то можно посмотреть в исторической литературе, но сейчас опустим и приезд Паткуля — посла польского Августа, — к Петру Первому, и вхождение России в войну против Швеции, как и при царе Алексее Михайловиче, и штурм крепости Риги, созданной и населённой шведами, и многие другие интересные события предшествующие победе России в этой войне. Хотя именно на шведской Риге и остановимся.
В далекие 1980-е годы судьба послала мне несколько недель в Латвии, когда туристическом автобусе исколесил почти всю республику.
Одним из посещённых мест был Саласпилс, точнее печально известный концлагерь…
После посещения музея лагеря настроение было соответствующим и мои друзья-студенты предложили «правильно» воспользоваться свободным временем. Водитель нашего автобуса, высадив нас в небольшом посёлке Икшкиле, показал местный бар, после чего уехал заправляться.
Бар, к сожалению, был закрыт, но мы с такой же радостью посетили местную лавку, в которой приобрели всё необходимое. И осталось свободное время…
Притулится было негде и мы, как все студенты во все времена, свернули к местному кладбищу, где и провели следующие два часа.
Бродя по аллеям кладбища в общем-то неплохом настроении, пришли к полуразвалившемуся памятнику защитникам плацдарма в районе Петровского лагеря в Первую Мировую войну.
Никто из нас не знал в то время ничего ни о Икшкиле, ни о Петровском лагере, ни о плацдарме на нём…
И, как я уже сказал, летом 1910-го года Российская Империя отмечала 200-летие взятия Риги войсками Петра Великого под командованием генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева.
В начала ХХ века Европа была на грани войны и демонстрация силы на западных границах Империи имела огромное значение.
Наряду с празднованием присоединения Лифляндии к Российской Империи, началось строительство Морской крепости Императора Петра Великого по обе стороны Финского залива. Современная крепость должна была прикрыть столицу с моря.
В начале июня 1910-го Рига жила в ожидании прибытия Императора Николая Второго. Царская семья и свита почти в четыреста человек прибыла на императорской яхте «Штандарт» и пришвартовалась в центре города 3 июня. Вместе с Императором, кроме его семьи, также прибыли П.А. Столыпин а В.Б. Фредерикс. Уровень делегации демонстрировал важность события.
Толпы рижан приветствовали своего монарха на улицах города 3-го и 4-го июня. Программа визита была насыщенной и включала посещение собора, прогулку по Старой Риге и открытие величественного монумента Петру Первому в центре города. Об этом много вспоминают.
Однако самое интересное, на наш взгляд, произошло в последний день визита — 5-го июня. Николай Второй посетил Петровский лагерь в Куртенгофе (ныне Саласпилс), где провёл смотр войск.
В Петровском лагере — обычном военном полигоне, — располагался 116-й пехотный Малоярославский полк 2-й бригады 29-й пехотной дивизии. Дивизия с героической историей — от похода в Персию в 1805 году, Турецкую войну 1828-29 годов, до усмирения Трансильвании и Польши в 1849 и 1863 годах.
Посещением Петровского лагеря Русское правительство давало понять западным соседям за четыре года до начала Великой войны — Россия готова, Россия ждёт.
Это будет доказано через пять лет, когда две роты российской армии держали этот плацдарм два (!!) года.
А пока, в июне 1910, Николай Второй открыл ещё один памятник Петру Великому.
История создания этого, поистине «солдатского» памятника довольно интересна. Проект памятника был создан штабс-капитаном Н.И. Сперанским. В будущем полковник Императорской и Белой армий, Николай Иванович Сперанский был боевым офицером, кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени.
Памятник представлял собой классический обелиск, сложенный из каменных плит, который венчала золотая держава с парящим орлом. Непосредственными исполнителями монумента были служащие 116-го Малоярославского полка — господа Островитянин и Попов. Оба скульптора-архитектора были выпускниками престижного Рижского Политехнического училища.
Средства на создание памятника собирали солдаты и офицеры 29-й пехотной дивизии.
Ограниченным тиражом был выпущен жетон на открытие памятника. Средства от продажи жетона также пошли на возвращение долгов. Можно с уверенностью сказать, что жетон очень редкий и украсит любую тематическую коллекцию.
Судьба «солдатского» памятника печальна. В 1915 году, во время эвакуации Петровского лагеря, памятник был утерян. При наступлении немцев памятник демонтировали и пытались отправить в тыл. Однако в хаосе и неразберихе его следы теряются.
А вот памятник защитникам плацдарма в районе бывшего Петровского лагеря сохранился до сих пор — на кладбище небольшого местечка Икшкиле.
Парадоксально, но цветов у этого скромного памятника всегда больше, чем у памятников советским войнам-освободителям в Латвии.
Но это уже совершенно другая история.
Алекс Дубовский (США) Изображения из личной коллекции и просторов Интернета предоставлены автором
Лях с секретом, или записки эмигранта (Алекс Дубовский)
Ещё один немец (Рейнхард Зольмс-Лаубахский) (Алекс Дубовский)
Роковая ошибка Наполеона (Алекс Дубовский)
Награды Российской Империи
__________________